+7 495 208 00 03

Управляя, оценивай: проблема использования методов оценки бизнеса в России

29.07.2011

Многие крупные российские компании переходят на концепцию управления бизнесом, основанную на стоимостном подходе (Value Based Management). Для того чтобы управление, ориентированное на стоимость, стало возможным, необходимо иметь в распоряжении эффективные методы оценки бизнеса. Стоит ли говорить о том, что способы оценки бизнеса для принятия управленческих решений, предлагаемые западными экономистами Модильяни, Дамодараном, Коуплендом, не находят своего применения в нашей стране, где не существует развитого

Методы оценки стоимости
Далее рассмотрим методы оценки стоимости бизнеса более подробно.

Рыночная стоимость чистых активов
Показатель необходим для определения цены, по которой может быть продан бизнес как имущественный комплекс. В случае если оценка, полученная при использовании других методов, окажется ниже стоимости чистых активов, есть смысл подумать о продаже бизнеса или его реорганизации. Чтобы определить рыночную стоимость чистых активов (ЧА), необходимо не реже раза в год производить оценку основных средств (ОС) предприятия собственными силами или силами независи мых оценщиков. В результате величина чистых активов может быть рассчитана по формуле 1:

ЧА рын. = ОС рын. + Прочие активы – Кредиторская задолженность        (1)

Капитализация бизнеса
(2)

КП – капитализация прибыли;
r – ставка дисконтирования;
ЧП – чистая прибыль после уплаты налогов за прошедший период.
Существует несколько способов определения ставки дисконтирования; выбор способа ее расчета зависит от ряда условий, таких как наличие достоверной информации о доходности на различных рынках, понимания структуры капитала и т. д. Некоторые российские компании определяют требуемую ставку доходности (ставку дисконтирования) экспертным методом, исходя из ожиданий собственников в отношении своего бизнеса. Такая ставка дисконтирования является фиксированной на определенном промежутке времени и действует для всех проектов и задач внутри компании. Практика показывает, что величина требуемой доходности, устанавливаемой российскими промышленными предприятиями, действующими в традиционных отраслях экономики, колеблется в интервале от 20 до 30%.

Стоимость бизнеса как непрерывно функционирующего предприятия, приносящего доход (DCF)
Здесь имеется в виду величина свободного денежного потока, который может быть аккумулирован бизнесом за определенный период времени, с учетом альтернативных возможностей. При помощи данного показателя можно оценить потенциал бизнеса, его преимущества перед конкурентами и максимальную цену, за которую может быть продан бизнес или его часть. Расчет дисконтированного денежного потока должен учитывать трудности долгосрочного планирования в российских условиях. Как правило, в России планируется деятельность на один год; на будущее прогнозируется определенный темп роста основных показателей (формула 3).

3(3)

CF0 – денежный поток от собственного капитала за прошедший период;
CF1 – денежный поток от собственного капитала на следующий год;
СFi = CF1 * k * (i – 1);
i – горизонт планирования (лет)1;
k – планируемый ежегодный темп роста бизнеса2 (если отсутствуют долгосрочные планы);
r – ставка требуемой доходности (ставка дисконтирования).
Горизонт планирования выбирается исходя из технологического цикла или в зависимости от требований собственников к срокам окупаемости бизнеса. Для российских промышленных предприятий корректно использовать горизонт планирования от трех до пяти лет.

Ключевые факторы стоимости: EVA и инвестиции в развитие
Стоимость, рассчитанная по методу DCF, является доходной характеристикой бизнеса. Однако для управленческих целей этот метод не показывает источники создания стоимости. Из формулы 3 видно, что стоимость бизнеса зависит как от прошлой деятельности (CF0), так и от будущего роста компании (CFi). Уже созданная стоимость бизнеса характеризуется оказателем экономической прибыли. Создание стоимости бизнеса в будущем зависит от размера инвестиций в развитие. Конечно, осуществление инвестиций еще не говорит о том, что они окажутся рентабельными – существуют определенные риски, но сам факт инвестирования означает, что:
 – были найдены средства;
 – приобретены либо созданы определенные материальные или нематериальные ценности;
 – менеджмент бизнеса осознает необходимость его развития и заинтересован в его расширении.
Инвестиции в развитие отличаются от инвестиций в замещение тем, что в результате их осуществления создаются новые продукты, новое производство, осваиваются новые рынки, совершенствуются существующие технологии. Инвестиции в замещение направлены на замену устаревшего оборудования – они не создают стоимость, а лишь поддерживают ее (формула 4).

EVA = NOPLAT – WACC * ИК (4)

NOPLAT – чистая операционная прибыль до выплаты процентов с учетом налогов;
WACC – средневзвешенная ставка капитала;
ИК – величина инвестированного капитала (чистые активы рыночные + долгосрочные и краткосрочные займы).
Инвестированный капитал, так же как и чистые активы, следует оценивать по рыночной оценке.

Выводы
Итак, для целей управления стоимостью компании может использоваться несколько методов оценки и, соответственно, несколько показателей стоимости. Эти показатели не подлежат интегрированию – они анализируются отдельно, сравниваются друг с другом и служат для принятия различных управленческих решений.
В качестве возможных видов стоимости предлагаются капитализация прибыли, рыночная стоимость чистых активов и сумма дисконтированных денежных потоков от собственного капитала. Использование системы оценки бизнеса, предложенной в настоящей статье, связано с определенными затратами на рыночную
оценку имущества. Однако без нее сама оценка бизнеса теряет смысл, так как бухгалтерские активы большинства отечественных компаний в силу особенностей учета являются недооцененными.

Алексей Дымшаков,

финансовый аналитик


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Неизвестна реальная стоимость ценных бумаг (акций, векселей и т.д.)

Непонятно сколько стоит мой бизнес или активы. Споры между акционерами. Необходима отчетность в соответствии с МСФО, РСБУ, другими требованиями законодательства.

Подробнее показать все »

Проекты

2008

Комплексный консалтинговый проект ОАО "Новосибирская Энергосбытовая Компания"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 19.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »