+7 495 208 00 03

СКР предложил улучшить порядок работы по налоговым преступлениям

12.09.2021

Следственный комитет России (СКР) подготовил поправки в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), которые призваны уточнить процедуру возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198–199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ) и наладить связанное с этим межведомственное взаимодействие. Законопроект размещен на портале для обсуждения проектов нормативных правовых актов.

original-1rfq.jpg


Одно из основных предложений СКР связано с подготовкой четкого регламента взаимодействия между органами дознания (готовит предварительный расчет недоимки по налогам и сборам), следователями и налоговыми органами на ранней стадии уголовного производства. Орган дознания после поступления информации о предполагаемом преступлении должен передавать данные следователю, а тот – обращаться в налоговые органы для подтверждения этих данных.

СКР предложил заложить в ст. 144 УПК необходимость разработки межведомственного нормативного правового акта, в котором будут четко прописаны полномочия и порядок действий этих сторон. К примеру, объем материалов, которые орган дознания должен подготовить для передачи следователю с целью возбуждения уголовного дела, регламент оценки этих материалов самим следователем, формулу предварительного расчета ­недоимки и т. д.

Законопроект призван устранить «правовой диссонанс» между позициями разных госорганов при расчете размера недоимки, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Расчет недоимки, произведенный органами дознания, часто «крайне отличается» от расчетов налоговых органов, рассказал Горбунов: «Это в том числе бывает, когда обжалуется решение налогового органа о привлечении к фискальной ответственности, а параллельно идет следствие и рассчитывает свою сумму».


Законопроект также обязывает следователя направлять уведомление о возбуждении уголовного дела и материалы к нему в Фонд социального страхования и в налоговый орган, чтобы синхронизировать разные позиции и исключить расхождения по суммам недоимки.


Сейчас механизм взаимодействия разных ведомств по налоговым нарушениям детально не регламентирован, подтверждает руководитель направления «Досудебное разрешение налоговых споров» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Инна Иванова. Совершенствование ­порядка рассмотрения сообщений о преступлениях может помочь «избежать ошибок и последствий, которые могут затронуть в том числе и невинных налогоплательщиков», повысить прозрачность процессов и ускорить принятие решений, считает Иванова.


Более четкие правила взаимодействия также помогут ускорить сбор доказательств, которые могут быть положены в обвинение по уголовному делу, говорит ­адвокат, партнер коллегии адвокатов «Люди дела» Денис Зайцев. «И государству, и налогоплательщикам нужна большая четкость процедуры. На этапе согласования позиции между государственными органами будет понятно, выявили простое налоговое нарушение или уже есть основа для уголовного дела», – указывает он.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант называет очевидной необходимостью требование, чтобы орган дознания делал предварительный расчет налогового нарушения (недоимки): «Размер недо­имки является и криминообразующим, и квалифицирующим ­признаком налоговых преступлений. Одни материалы оперативно-розыскной деятельности [которые собирает следователь] без такого расчета не могут свидетельствовать о наличии признаков преступления».

При этом, обращает внимание Клювгант, органы дознания могут быть заинтересованы в возбуждении уголовных дел по их материалам, поскольку это важный показатель «выявленных преступлений». Он считает разумным порядок, при котором аналогичные дела возбуждались только по материалам налогового органа: «В них помимо прочего всегда содержались и расчет недоимки, и его обоснование».

Анна Нараева, Ольга Агеева


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Неизвестна реальная стоимость ценных бумаг (акций, векселей и т.д.)

Непонятно сколько стоит мой бизнес или активы. Споры между акционерами. Необходима отчетность в соответствии с МСФО, РСБУ, другими требованиями законодательства.

Подробнее показать все »

Проекты

2008

Комплексный консалтинговый проект ОАО "Новосибирская Энергосбытовая Компания"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »