Отправляйтесь за туманом и за запахом тайги!
Правительство поддержало законопроект, по которому затраты работодателей на отпуск сотрудников на территории России освобождаются от налога на прибыль. Цель благая – и господдержка внутреннего туризма, и дополнительная стимуляция людей, которые отказываются от поездок из-за низких доходов.
Законопроект, помимо сотрудников компаний, коснется и близких родственников – мужей, жен, родителей и детей до 18 лет. Главное условие – стоимость путевки на каждого не должна превышать 50 тыс. руб. Предполагается, что работодатели будут заключать договоры с туроператорами, а в пакет войдут не только проживание и питание, но и экскурсии. «Карьерист» узнал мнение ряда экспертов по поводу этой идеи законотворцев.
Константин Победкин, сооснователь и директор по продукту Onlinetours.ru уверен, что инициатива в любом случае положительно скажется на развитии туристической отрасли в России. При этом внутренний туризм все равно «не победит» выездной:
– Инфраструктура по массовым туристическим направлениям (Турция, Египет, Греция) гораздо лучше подготовлена к приему туристов, чем российские курорты. И компенсация 20% от стоимости поездки (размер налога на прибыль) не будет достаточным мотиватором для людей, чтобы в массовом порядке сделать выбор в пользу отечественных курортов.
Константин считает, что для работодателей не будет каких-то серьезных обременений, потому что с точки зрения налоговых отчислений компенсировать отпуск сотруднику выгоднее, чем выплатить премию.
По мнению проректора РАНХиГС Александра Сафонова, в Трудовом кодексе РФ уже содержится механизм предоставления работодателями дополнительных к обязательным гарантиям по оплате расходов на отпуск и иных затрат на персонал. В частности, широкую практику получила так называемая материальная помощь на лечение, которую предлагают своим сотрудникам крупные корпорации и компании с государственным участием. Материальная помощь оказывается по заявлению работника не только по случаю отпуска, но и в других жизненных ситуациях (дорогостоящее лечение, похороны, учеба и т.п.). Для того чтобы налоговая инспекция рассматривала данные расходы как расходы, относящиеся на себестоимость, работодатель должен соблюсти определенную правовую форму. Например, отразить все дополнительные расходы в коллективном договоре. Дополнительные расходы на персонал в этом случае приобретают форму локального акта.
– Новый порядок упрощает взаимоотношения компаний с налоговыми инспекциями. По сути – практика, принятая в крупных компаниях, переносится на средние и малые организации. И в пределах, установленных законом, без разработки и принятия коллективного договора, расходы на отдых становятся легитимными. Однако в период экономического кризиса, необходимости оптимизации численности персонала и расходов на фонд оплаты труда это решение для многих будет неактуальным. Сейчас наблюдается тенденция экономии компаний именно на подобного рода расходах, – считает Александр Сафонов.
Начальник юридического управления ЗАО «Газпром инвест Юг» Анастасия Дронова отмечает, что большое количество крупных компаний уже осуществляют подобную поддержку работников самостоятельно:
– Такая оплата отдыха производится за счет чистой прибыли компании, обычно по факту понесенных расходов. Поэтому компаниям, которым данная мера поддержки работников не в новинку, принятие данного законопроекта некоторым образом облегчит налоговое бремя.
В случае введения этой меры как выборочной, интересы бизнеса не пострадают. Появится дополнительный рычаг для планирования отпусков работников.
Борис Федосимов, генеральный директор ОАО Холдинг «Люди Дела», считает нововведение хорошей идеей: и внутренний туризм стимулирует, и мотивирует сотрудников. Однако он думает, что законопроект в итоге принят не будет, потому что ряд вопросов не проработан:
– Во-первых, на текущий момент отпускные включаются в базу по налогу на прибыль (т.е. его уменьшают), но эти выплаты связаны с оплатой труда, а значит, облагаются страховыми взносами. Если работодатель будет компенсировать расходы членов семьи, то это позволит просто уменьшить прибыль, но не позволит обложить такие выплаты страховыми взносами.
Во-вторых, непонятно, как проконтролировать возможные злоупотребления со стороны работников.
Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, напоминает, что инициатива распространяется только на поездки стоимостью до 50 тыс. руб. на человека, в которые вряд ли смогут войти высокорейтинговые отели и перелеты бизнес-классом для топ-менеджмента.
– Зачастую мы критикуем власть с ее инициативами, здесь же как раз обратный случай – работодателям дали новый инструмент и акцентировали на нем внимание. В итоге сотрудники почувствуют больше заботы от работодателя, в экономику курортов и туристических зон вольются дополнительные средства за счет увеличения турпотока, дополнительное внимание получат исторические объекты, вырастет историческая грамотность – туризм бывает не только пляжный.
Если говорить с чисто экономической точки зрения, работодатель выигрывает сразу по нескольким пунктам: это и привлекательный имидж социально ответственного бизнеса, и вероятность снижения количества больничных, повышения производительности и рост лояльности персонала.
Одновременно инициатива может благоприятно сказаться на легализации туристического бизнеса: работодатели будут обращаться в официальные турагентства или гостиницы, а не к представителям частного сектора.
Итак, правительство законопроект одобрило. Ассоциация туроператоров России уже заявила, что поддержит поправки. Ждем решения депутатов Государственной думы: законопроект будет рассмотрен в самое ближайшее время. И если он будет принят, то – будем надеяться – очередной отпуск ваших сотрудников станет намного интереснее и увлекательнее.
Вера Лебедева, Карьерист.ру
Статья оказалась полезной? Поделиться в